Последние публикации
Новая региональная карта помощи Комментариев: 0Дата:

Новая региональная карта помощи Новая региональная карта помощи

Родительский клуб "Мы вместе" Комментариев: 0Дата:

Родительский клуб "Мы вместе" Родительский клуб "Мы вместе"

График факультативных занятий и занятий по интересам Комментариев: 0Дата:

График факультативных занятий и занятий по интересам График факультативных занятий и занятий по интересам

Сохраним ребенку жизнь Комментариев: 0Дата:

Сохраним ребенку жизнь Сохраним ребенку жизнь

"Понять и помочь" Комментариев: 0Дата:

"Понять и помочь" "Понять и помочь"

Графики работы специалистов Комментариев: 0Дата:

Графики работы специалистов Графики работы специалистов

Школа социальной адаптации Комментариев: 0Дата:

Школа социальной адаптации Школа социальной адаптации

Приглашаем присоединиться Комментариев: 0Дата:

Приглашаем присоединиться Приглашаем присоединиться

Наши контакты Комментариев: 0Дата:

Наши контакты Наши контакты

Попечительский совет Комментариев: 0Дата:

Попечительский совет Попечительский совет

Уважая мудрость

  • Автор: zelgymn
  • Дата:
  • Просмотров : 25
  • Коммент.: 0

Положение о реализации проект духовно-нравственного воспитания «Уважая мудрость»

Содержание проекта

 1.   Актуальность проекта

2.   Теоретические основы реализации проекта

3.     Механизм реализации проекта:

3.1.    Реализация проекта в 6-й школьный день

3.2.    Отражение проводимых мероприятий в социальных сетях

3.3.    Продвижение    идеи    уважительного    отношения    к     старшему поколению

4.     Критерии оценки материала

5.     Ожидаемые результаты проекта

6.     Награждение победителей и призеров

I. Актуальность проекта

Воспитание уважительного отношения к пожилым людям и формирование готовности к ценностному общению с ними приобретают особую актуальность. Технологический процесс, ускорение темпа жизни, замена реального общения на виртуальное взаимодействие привели к тому, что люди стали менее общительны и склонны к одиночеству. Актуальными проблемами общества становятся отсутствие общения и поддержки людей старшего возраста, дефицит времени для своих бабушек и дедушек, недостаток доверия и взаимного уважения, душевности, доброжелательности и взаимопомощи. Не всегда в общественном пространстве уважение к старшим выражается через внимание и заботу о них: не оказывается помощь при перемещении по улице или предоставляется место для сиденья в общественном транспорте, отсутствует тесный контакт или просто правила общения в разных ситуациях (со знакомыми и незнакомыми людьми), бережное отношение к результатам труда взрослых, к их деятельности и т.д.

Поэтому сегодня актуальным становится поиск путей и средств ценностного отношения к представителям старшего поколения.

Важно наладить постоянное общение подрастающего поколения с пожилыми людьми, дедушками и бабушками на основе традиционных форм и неформальных методов работы.

Семья и школа играют важную роль в обучении уважению к старшим. Они создают условия для формирования ценностей и норм поведения, которые становятся основой заботы каждого человека о старших поколениях.

Семья – это первое место, где ребенок изучает и усваивает нормы и ценности общества. Он видит, как его родители и другие родственники общаются с пожилыми людьми, как выражают им уважение и заботу. Дети часто моделируют свое поведение по примеру родителей, поэтому их отношение к старшим людям сначала формируется именно в семье.

Учреждение образования также имеет огромное значение в формировании уважения к старшим. Здесь обучающиеся постоянно общаются со своими учителями, которые являются авторитетными фигурами для них. Учитель влияет на формирование ценностей и норм поведения. На классных и информационных часах проводятся беседы, конкурсы эссе о своих дедушках и бабушках, встречи с ветеранами и представителями старшего поколения, благотворительные акции и другие мероприятия, направленные на развитие уважения к старшим. Все это способствует формированию положительного отношения к старшим и повышает осознание их роли в обществе.

Несмотря на то, что в учреждениях образования многое делается для формирования межпоколенных связей, многие аспекты воспитания уважительного отношения к пожилым людям остаются за рамками обозначенной проблемы.

Выявленные противоречия позволили обозначить цель и задачи данного проекта, определили выбор темы: «Уважая мудрость».

Цель:

формирование у обучающихся уважительного отношения к представителям старшего поколения, необходимости заботы о старшем поколении.

Задачи:

1.    изучение этических основ уважения к старшим на классных, информационных часах в учреждении образования;

2.    продвижение идеи уважительного отношения к старшему поколению посредством организации социальной рекламы и проведения просветительских мероприятий в воспитательном пространстве региона;

3.    проведение творческих мероприятий с участием представителей старшего поколения в каждую четвертую субботу месяца;

4.    создание информационного контента по формированию уважения к представителям зрелого возраста;

5.    осуществление комплекса действий и отношений, направленных на благополучие представителей старшего поколения.

Организаторы и участники проекта:

Организатором проекта духовно-нравственного воспитания является государственное учреждение образования «Гродненский областной институт развития образования» (далее – ГрОИРО).

Участниками проекта духовно-нравственного воспитания являются обучающиеся, их родители, дедушки и бабушки, классные руководители, педагоги-организаторы, педагоги-психологи учреждений общего среднего образования Гродненской области.

 

Реализация проекта: 2025/2026 учебный год

II.Теоретические основы реализации проекта

Почтительное отношение к старшим, воспитание и наставничество во всех жизненных ситуациях находится в центре внимания белорусских и российских ученых-педагогов Т.С. Афанасьевой, Ю.М. Беспаловой, С.М. Герцен, О.В. Красновой, М.И. Постниковой [1] и др. Данную проблематику в советское время исследовали Г.Н. Волков, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и др. Прогрессивные традиции, обычаи, установления, церемонии – это способы воспитания, показывающие жизненные направления от отца к сыну, от матери к дочери; великое наследие, переходящее от поколения к поколению; закономерности, идущие от древних предков и сохраняющиеся в настоящее время, призывающие быть духовными, совестливыми, справедливыми, разумными, человечными, воздержанными, щедрыми. Уместно привести высказывание известного этнопедагога Г.Н. Волкова: «…В наше время хорошо бы всем помнить о «золотой формуле этнопедагогики» – без исторической памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа. В этой формуле из семи пять элементов основываются на роли пожилых людей» [2].

Уважение к старшим считается неотъемлемой частью духовного развития и морального воспитания и в православной традиции. Старшие в православии понимаются не только как родственники или близкие, но и как представители предыдущих поколений, которые передают ценности и мудрость. Уважение к старшим выражается в соблюдении их мнения, поддержании связи между поколениями и передачи мудрости и опыта от одного поколения к другому, прислушивании к советам родителей и помощи во всех возможных ситуациях. Почитание родителей требует, прежде всего, сама природа: ведь благодаря родителям мы призваны к жизни. И уже за одно это должны ценить мать и отца. «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле», говорится в пятой Заповеди Божьей [3]. И легко догадаться, «почет» особенно ценен не тогда, когда наши родители молоды, а тогда, когда они станут старенькими.

Воспитательное значение таких понятий, как «уважение старших»,

«нравственность», «деликатность», «вежливость», «стыд» и т. п., очень велико. Значение одних дополняет значение других. Объединяясь, они призывают к правильному пути, честности, совестливости. Эти высоконравственные понятия передаются из поколения в поколение, хотя их соблюдение в повседневной жизни достаточно проблематично. Здесь

можно вспомнить крылатое выражение всемирно известного кыргызского писателя Ч.Т. Айтматова о том, что самое трудное для человека – каждый день быть человеком [4].

Анализ воспитания уважительного отношения к старшему поколению в педагогической теории и практике позволил выяснить, какими методами, способами и средствами можно воспитать у обучающихся уважение к старшему поколению.

В этой связи в структуре межпоколенного отношения можно выделить три компонента:

когнитивный – система усвоенных обучающимися знаний основных особенностей пожилого возраста, устойчивый познавательный интерес к данному возрасту;

эмоциональный – личностная значимость отношения к пожилому возрасту, осознание собственных чувств и эмоций, связанных с пожилыми людьми;

практически-действенный – система деятельности с пожилыми людьми; рефлексия причин своих действий и поступков по отношению к пожилым.

Процесс нравственного воспитания не может быть односторонний, он всегда двухсторонний. Это тесное взаимодействие воспитателя и воспитанника.

Осуществлению процесса нравственного воспитания способствуют разные методы.

Метод убеждения выражается в воздействии на сознание, чувства и волю воспитанника. Цель этого метода – формирование положительных качеств и преодоление отрицательных. Выражается в разъяснении норм и правил поведения. Двусторонность процесса отражается в убеждении через собственный опыт, практику воспитанников, конкретные дела, личный пример окружающих людей. В целях убеждения эффективно работают литература, кинофильмы, информация из средств массовой информации.

Метод упражнений предполагает регулярное организованное выполнение определенных действий и практических дел. Цель этих упражнений – формирование и развитие личности, в том числе формирование взглядов и убеждений, обогащение чувств.

Метод поощрений для одобрения положительных поступков. Метод наказаний для осуждения отрицательных поступков.

Метод стимулирования и мотивации. Метод внушения.

Метод коррекции.

Метод воспитывающих ситуаций и социальных проб-испытаний.

Метод дилемм и рефлексии.

Выбор методов зависит от содержания и направленности воспитательной деятельности.

На практике все описанные методы находятся в теснейшей взаимосвязи и переплетении. Важно, чтобы содержание нравственного воспитания имело общую основу. Было единым во всех своих проявлениях. Важно не только нравственное просвещение, но и его сочетание с формированием навыков нравственного поведения. Очень велика во всем роль примера руководителя, учителя, родителя и т.д.

Таким образом, для формирования у обучающихся духовно- нравственных качеств педагоги при реализации проекта могут пользоваться арсеналом различных методов и средств: устные методики – беседы на этические темы, диспуты, дебаты, «мозговая атака», круглые столы, семинары и др. В воспитательной деятельности – тематические вечера, конкурсы, воспитательные недели, классные часы, дебаты, встречи с известными личностями, православными священниками и т. д. Воспитательные мероприятия нравственного характера формируют у обучающихся по отношению к пожилым людям такие чувства, как отзывчивость, доброту, деликатность, вежливость, учтивость, совестливость, правдивость, терпеливость, благородство.

Все методы и средства по формированию у обучающихся уважительного отношения к старшему поколению должны использоваться в комплексе, в различных вариациях, не изолированно, а дополняя друг друга. Правильно подобранные методы и средства работы по формированию уважительного отношения к старшим в учреждениях образования позволят выработать навыки и привычки уважительного отношения, сформировать социально значимые чувства и мотивы (забота, желание помочь, стремление подражать взрослым, в поведении которых наиболее ярко выражается уважение к людям, и др.), а также будут способствовать гуманизации отношений между обучающимися и старшим поколением своей семьи.

III. Механизм реализации проекта

Проект духовно-нравственного воспитания «Уважая мудрость» представляет собой реализацию комплекса мероприятий на разных уровнях.

3.1.         Реализация мероприятий в 6-й школьный день.

Согласно рекомендациям Министерства образования Республики Беларусь, каждая 4-ая суббота месяца – День взаимодействия с семьей. Подготовка к ней ведется планомерно на классных и информационных часах, часах общения, классных родительских собраниях и т.д.

Тематика «Родительских суббот» в учреждениях общего среднего образования с участием дедушек и бабушек:

№п/п

Тема

Дата

1

Диалог поколений «Мы разные, но мы вместе!»

Сентябрь

2

Творческая встреча поколений «И года не беда, коль душа молода»

Октябрь

3

Акция милосердия «С добром к людям: визит добра и уважения»

Ноябрь

4

Дискуссионная площадка «Традиции. Быт. Культура»

Декабрь

5

Праздничная   программа   «Рождество    приходит   к каждому»

Январь

6

Интеллектуальная игра «Гильдия отцов и дедушек»

Февраль

7

Фестиваль творчества «От всей души»

Март

8

Фабрика затей «ОЧумелые ручки»

Апрель

9

Творческий   отчет   «Счастлив   тот,   кто   предков   с чистым сердцем чтит» (И. Гёте)

Май

 

В  учреждениях  общего   среднего   образования   в  рамках

«Родительской субботы» проект предлагает содержательное наполнение:

3.1.1.    организацию консультационной работы (психолого- педагогическая поддержка в вопросах взаимоотношений между членами семьи, сохранения связей между поколениями);

3.1.2.    проведение культурно-массовых мероприятий, посвященных формированию и развитию семейных ценностей: мастер-классы для обучающихся с участием представителей пожилого возраста, просмотр и обсуждение кинофильмов, библиотечные занятия, конкурсы, круглые столы, организация выставки творческих работ «Бабушкин сундучок», спортивно-развлекательные мероприятия для людей «золотого возраста»

«Будьте здоровы!» и т.д.:

праздничные мероприятия ко Дню пожилого человека «Люди пожилые, сердцем молодые», «Возраст – лишь мудрости ступень»;

конкурсно-развлекательная программа «Рождественские встречи»; праздник-марафон ко Дню защитника Отечества «Святое дело -

Родине служить!»;

праздничный огонек с участием пожилых людей ко Дню 8 Марта

«Хоть годы летят, но светится взгляд»;

чаепитие со сладкими угощениями «Со светлой Пасхой!», «Словно яркая раскраска в гости к нам явилась Пасха»;

литературно-музыкальная программа ко Дню Победы «Это праздник со слезами на глазах»;

выставка рисунков ко Дню семьи «Мама-хранитель семейного наследия», «С пирогами к бабушке»;

поздравление волонтерского отряда и вручение поздравительных открыток, мини-сувениров ко Дню Независимости «Согреем сердца пенсионеров» и т.д.;

3.1.3.    проведение совместных мероприятий обучающихся с представителями Белорусской Православной Церкви для старшего поколения:

беседы на духовно-нравственные и патриотические темы: «Подвиг веры и любви», «Гражданские и церковные праздники», «К добру через слово», «Традиционные семейные ценности белорусов» с участием духовенства;

«уроки духовности», круглые столы, семейные гостиные, направленные на профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства на темы: «Очаг тепла и доброты», «Духовное возрождение традиций в белорусской семье», «Значение семьи для человека и общества»;

познавательные экскурсии с целью изучения истории епархии, знакомства со святынями малой родины и др.;

3.1.4.    осуществление обучающимися социально-значимых дел для старшего поколения:

работа тимуровских и волонтерских отрядов, отрядов милосердия, проведение благотворительных акций «Тепло души», «С Днем добра и уважения!», «Спешим делать добро» и т.д.

3.2.         Отражение проводимых мероприятий в социальных сетях.

На сайте учреждения образования, в социальных сетях с хэштегом #Уважая_мудрость размещаются самые содержательные и интересные отчетные видеосюжеты. Продолжительность до 3 минут.

Ежемесячно 10 лучших отчетных видеосюжетов будут размещаться на сайте ГрОИРО.

 

3.3.         Продвижение идеи уважительного отношения к старшему поколению.

Областной конкурс социальной рекламы «Уважая мудрость»: видеосюжеты,  листовки,  плакаты,  эссе  «Уступи  место  старшим!»,

«Просто посмотри вокруг!», «Будьте добрее друг к другу!», «Уважение к людям есть уважение к самому себе» и др.– март 2026. Условия проведения будут опубликованы на сайте ГрОИРО.

Материалы победителей будут размещены в общественном транспорте г. Гродно и районных центров Гродненской области, в местах общего доступа.

IV. Критерии оценки материала

4.1.         Специалисты отделов общего среднего образования, методисты РУМК, курирующие вопросы духовно-нравственного воспитания, организуют методическое сопровождение проекта путем сбора и анализа лучших видеосюжетов района в заданной тематике проекта.

4.2.         Лучшие материалы отбираются по заявленной тематике и присылаются в ГрОИРО для последующего размещения.

4.3.         Критерии отбора, оценки отчетных видеосюжетов:

4.3.1.  соответствие содержания видеосюжета тематике месяца;

4.3.2.  профессионально значимая направленность видеосюжета;

4.3.3.  интерактивность видеосюжета;

4.3.4.  новизна творческого замысла видеосюжета;

4.3.5.  композиционная целостность видеосюжета;

4.3.6. сочетание     информационно-логического    и     эмоционально- образного компонентов в структуре видеосюжета.

4.4.         Жюри ГрОИРО имеет право:

4.4.1. утвердить лучшие результаты;

4.4.2. отметить специальными дипломами авторов, которые приняли активное участие во всех этапах проекта.

Направляя материалы, автор передает на безвозмездной основе права на их размещение в сети Интернет, в частности, на сайте ГрОИРО с возможностью дальнейшего размещения активных ссылок на иных интернет-ресурсах и предоставления пользователям права просмотреть, скачать и (или) иным способом использовать данные материалы. Кроме того, автор выражает свое согласие на использование персональных данных в рамках реализации целей проекта.

V. Ожидаемые результаты проекта

«Уважая мудрость» – это не просто проект, а призыв к действию, инструмент для укрепления связи между поколениями. В процессе его реализации у обучающихся будут сформированы уважительные отношения к своей семье, дедушке и бабушке, людям старшего возраста. Улучшится культура поведения обучающихся в общественных местах.

VI.  Награждение победителей и призеров

Для награждения учреждены Дипломы I, II и III степени, остальным участникам вручаются сертификаты ГрОИРО.

Литература:

  1. Афанасьева Т.С. Пути и средства формирования ценностного отношения к пожилому возрасту у будущих социальных работников // Подготовка специалистов социальной работы в высшей школе: инновации в теории и практике. Минск, 2010. С. 176–187; Беспалова Ю.М., Герцен С.М. Ценностные ориентации молодежи современной России (межпоколенный подход) // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. №
  2. С. 117–126; Краснова О.В. Указ. соч.; Постникова М.И. Межпоколенные отношения в контексте социокультурных изменений в современной России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 81. С. 265–276
  3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 176 с.
  4. Заповеди Божии - православная энциклопедия «Азбука веры», https://azbyka.ru › zapovedi-bozhii
  5. Айтматов Ч.Т. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 9: Публицистика. Бишкек, 2018. 203 с
Раздел: Проект духовно-нравственного воспитания «Уважая му
[related-news]
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
[/related-news]
Ошибка!
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

КОММЕНТАРИИ НА САЙТЕ
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код