Положение о реализации проект духовно-нравственного воспитания «Уважая мудрость»
Содержание проекта
1. Актуальность проекта
2. Теоретические основы реализации проекта
3. Механизм реализации проекта:
3.1. Реализация проекта в 6-й школьный день
3.2. Отражение проводимых мероприятий в социальных сетях
3.3. Продвижение идеи уважительного отношения к старшему поколению
4. Критерии оценки материала
5. Ожидаемые результаты проекта
6. Награждение победителей и призеров
I. Актуальность проекта
Воспитание уважительного отношения к пожилым людям и формирование готовности к ценностному общению с ними приобретают особую актуальность. Технологический процесс, ускорение темпа жизни, замена реального общения на виртуальное взаимодействие привели к тому, что люди стали менее общительны и склонны к одиночеству. Актуальными проблемами общества становятся отсутствие общения и поддержки людей старшего возраста, дефицит времени для своих бабушек и дедушек, недостаток доверия и взаимного уважения, душевности, доброжелательности и взаимопомощи. Не всегда в общественном пространстве уважение к старшим выражается через внимание и заботу о них: не оказывается помощь при перемещении по улице или предоставляется место для сиденья в общественном транспорте, отсутствует тесный контакт или просто правила общения в разных ситуациях (со знакомыми и незнакомыми людьми), бережное отношение к результатам труда взрослых, к их деятельности и т.д.
Поэтому сегодня актуальным становится поиск путей и средств ценностного отношения к представителям старшего поколения.
Важно наладить постоянное общение подрастающего поколения с пожилыми людьми, дедушками и бабушками на основе традиционных форм и неформальных методов работы.
Семья и школа играют важную роль в обучении уважению к старшим. Они создают условия для формирования ценностей и норм поведения, которые становятся основой заботы каждого человека о старших поколениях.
Семья – это первое место, где ребенок изучает и усваивает нормы и ценности общества. Он видит, как его родители и другие родственники общаются с пожилыми людьми, как выражают им уважение и заботу. Дети часто моделируют свое поведение по примеру родителей, поэтому их отношение к старшим людям сначала формируется именно в семье.
Учреждение образования также имеет огромное значение в формировании уважения к старшим. Здесь обучающиеся постоянно общаются со своими учителями, которые являются авторитетными фигурами для них. Учитель влияет на формирование ценностей и норм поведения. На классных и информационных часах проводятся беседы, конкурсы эссе о своих дедушках и бабушках, встречи с ветеранами и представителями старшего поколения, благотворительные акции и другие мероприятия, направленные на развитие уважения к старшим. Все это способствует формированию положительного отношения к старшим и повышает осознание их роли в обществе.
Несмотря на то, что в учреждениях образования многое делается для формирования межпоколенных связей, многие аспекты воспитания уважительного отношения к пожилым людям остаются за рамками обозначенной проблемы.
Выявленные противоречия позволили обозначить цель и задачи данного проекта, определили выбор темы: «Уважая мудрость».
Цель:
формирование у обучающихся уважительного отношения к представителям старшего поколения, необходимости заботы о старшем поколении.
Задачи:
1. изучение этических основ уважения к старшим на классных, информационных часах в учреждении образования;
2. продвижение идеи уважительного отношения к старшему поколению посредством организации социальной рекламы и проведения просветительских мероприятий в воспитательном пространстве региона;
3. проведение творческих мероприятий с участием представителей старшего поколения в каждую четвертую субботу месяца;
4. создание информационного контента по формированию уважения к представителям зрелого возраста;
5. осуществление комплекса действий и отношений, направленных на благополучие представителей старшего поколения.
Организаторы и участники проекта:
Организатором проекта духовно-нравственного воспитания является государственное учреждение образования «Гродненский областной институт развития образования» (далее – ГрОИРО).
Участниками проекта духовно-нравственного воспитания являются обучающиеся, их родители, дедушки и бабушки, классные руководители, педагоги-организаторы, педагоги-психологи учреждений общего среднего образования Гродненской области.
Реализация проекта: 2025/2026 учебный год
II.Теоретические основы реализации проекта
Почтительное отношение к старшим, воспитание и наставничество во всех жизненных ситуациях находится в центре внимания белорусских и российских ученых-педагогов Т.С. Афанасьевой, Ю.М. Беспаловой, С.М. Герцен, О.В. Красновой, М.И. Постниковой [1] и др. Данную проблематику в советское время исследовали Г.Н. Волков, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и др. Прогрессивные традиции, обычаи, установления, церемонии – это способы воспитания, показывающие жизненные направления от отца к сыну, от матери к дочери; великое наследие, переходящее от поколения к поколению; закономерности, идущие от древних предков и сохраняющиеся в настоящее время, призывающие быть духовными, совестливыми, справедливыми, разумными, человечными, воздержанными, щедрыми. Уместно привести высказывание известного этнопедагога Г.Н. Волкова: «…В наше время хорошо бы всем помнить о «золотой формуле этнопедагогики» – без исторической памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа. В этой формуле из семи пять элементов основываются на роли пожилых людей» [2].
Уважение к старшим считается неотъемлемой частью духовного развития и морального воспитания и в православной традиции. Старшие в православии понимаются не только как родственники или близкие, но и как представители предыдущих поколений, которые передают ценности и мудрость. Уважение к старшим выражается в соблюдении их мнения, поддержании связи между поколениями и передачи мудрости и опыта от одного поколения к другому, прислушивании к советам родителей и помощи во всех возможных ситуациях. Почитание родителей требует, прежде всего, сама природа: ведь благодаря родителям мы призваны к жизни. И уже за одно это должны ценить мать и отца. «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле», говорится в пятой Заповеди Божьей [3]. И легко догадаться, «почет» особенно ценен не тогда, когда наши родители молоды, а тогда, когда они станут старенькими.
Воспитательное значение таких понятий, как «уважение старших»,
«нравственность», «деликатность», «вежливость», «стыд» и т. п., очень велико. Значение одних дополняет значение других. Объединяясь, они призывают к правильному пути, честности, совестливости. Эти высоконравственные понятия передаются из поколения в поколение, хотя их соблюдение в повседневной жизни достаточно проблематично. Здесь
можно вспомнить крылатое выражение всемирно известного кыргызского писателя Ч.Т. Айтматова о том, что самое трудное для человека – каждый день быть человеком [4].
Анализ воспитания уважительного отношения к старшему поколению в педагогической теории и практике позволил выяснить, какими методами, способами и средствами можно воспитать у обучающихся уважение к старшему поколению.
В этой связи в структуре межпоколенного отношения можно выделить три компонента:
когнитивный – система усвоенных обучающимися знаний основных особенностей пожилого возраста, устойчивый познавательный интерес к данному возрасту;
эмоциональный – личностная значимость отношения к пожилому возрасту, осознание собственных чувств и эмоций, связанных с пожилыми людьми;
практически-действенный – система деятельности с пожилыми людьми; рефлексия причин своих действий и поступков по отношению к пожилым.
Процесс нравственного воспитания не может быть односторонний, он всегда двухсторонний. Это тесное взаимодействие воспитателя и воспитанника.
Осуществлению процесса нравственного воспитания способствуют разные методы.
Метод убеждения выражается в воздействии на сознание, чувства и волю воспитанника. Цель этого метода – формирование положительных качеств и преодоление отрицательных. Выражается в разъяснении норм и правил поведения. Двусторонность процесса отражается в убеждении через собственный опыт, практику воспитанников, конкретные дела, личный пример окружающих людей. В целях убеждения эффективно работают литература, кинофильмы, информация из средств массовой информации.
Метод упражнений предполагает регулярное организованное выполнение определенных действий и практических дел. Цель этих упражнений – формирование и развитие личности, в том числе формирование взглядов и убеждений, обогащение чувств.
Метод поощрений для одобрения положительных поступков. Метод наказаний для осуждения отрицательных поступков.
Метод стимулирования и мотивации. Метод внушения.
Метод коррекции.
Метод воспитывающих ситуаций и социальных проб-испытаний.
Метод дилемм и рефлексии.
Выбор методов зависит от содержания и направленности воспитательной деятельности.
На практике все описанные методы находятся в теснейшей взаимосвязи и переплетении. Важно, чтобы содержание нравственного воспитания имело общую основу. Было единым во всех своих проявлениях. Важно не только нравственное просвещение, но и его сочетание с формированием навыков нравственного поведения. Очень велика во всем роль примера руководителя, учителя, родителя и т.д.
Таким образом, для формирования у обучающихся духовно- нравственных качеств педагоги при реализации проекта могут пользоваться арсеналом различных методов и средств: устные методики – беседы на этические темы, диспуты, дебаты, «мозговая атака», круглые столы, семинары и др. В воспитательной деятельности – тематические вечера, конкурсы, воспитательные недели, классные часы, дебаты, встречи с известными личностями, православными священниками и т. д. Воспитательные мероприятия нравственного характера формируют у обучающихся по отношению к пожилым людям такие чувства, как отзывчивость, доброту, деликатность, вежливость, учтивость, совестливость, правдивость, терпеливость, благородство.
Все методы и средства по формированию у обучающихся уважительного отношения к старшему поколению должны использоваться в комплексе, в различных вариациях, не изолированно, а дополняя друг друга. Правильно подобранные методы и средства работы по формированию уважительного отношения к старшим в учреждениях образования позволят выработать навыки и привычки уважительного отношения, сформировать социально значимые чувства и мотивы (забота, желание помочь, стремление подражать взрослым, в поведении которых наиболее ярко выражается уважение к людям, и др.), а также будут способствовать гуманизации отношений между обучающимися и старшим поколением своей семьи.
III. Механизм реализации проекта
Проект духовно-нравственного воспитания «Уважая мудрость» представляет собой реализацию комплекса мероприятий на разных уровнях.
3.1. Реализация мероприятий в 6-й школьный день.
Согласно рекомендациям Министерства образования Республики Беларусь, каждая 4-ая суббота месяца – День взаимодействия с семьей. Подготовка к ней ведется планомерно на классных и информационных часах, часах общения, классных родительских собраниях и т.д.
Тематика «Родительских суббот» в учреждениях общего среднего образования с участием дедушек и бабушек:
|
№п/п
|
Тема
|
Дата
|
|
1
|
Диалог поколений «Мы разные, но мы вместе!»
|
Сентябрь
|
|
2
|
Творческая встреча поколений «И года не беда, коль душа молода»
|
Октябрь
|
|
3
|
Акция милосердия «С добром к людям: визит добра и уважения»
|
Ноябрь
|
|
4
|
Дискуссионная площадка «Традиции. Быт. Культура»
|
Декабрь
|
|
5
|
Праздничная программа «Рождество приходит к каждому»
|
Январь
|
|
6
|
Интеллектуальная игра «Гильдия отцов и дедушек»
|
Февраль
|
|
7
|
Фестиваль творчества «От всей души»
|
Март
|
|
8
|
Фабрика затей «ОЧумелые ручки»
|
Апрель
|
|
9
|
Творческий отчет «Счастлив тот, кто предков с чистым сердцем чтит» (И. Гёте)
|
Май
|
В учреждениях общего среднего образования в рамках
«Родительской субботы» проект предлагает содержательное наполнение:
3.1.1. организацию консультационной работы (психолого- педагогическая поддержка в вопросах взаимоотношений между членами семьи, сохранения связей между поколениями);
3.1.2. проведение культурно-массовых мероприятий, посвященных формированию и развитию семейных ценностей: мастер-классы для обучающихся с участием представителей пожилого возраста, просмотр и обсуждение кинофильмов, библиотечные занятия, конкурсы, круглые столы, организация выставки творческих работ «Бабушкин сундучок», спортивно-развлекательные мероприятия для людей «золотого возраста»
«Будьте здоровы!» и т.д.:
праздничные мероприятия ко Дню пожилого человека «Люди пожилые, сердцем молодые», «Возраст – лишь мудрости ступень»;
конкурсно-развлекательная программа «Рождественские встречи»; праздник-марафон ко Дню защитника Отечества «Святое дело -
Родине служить!»;
праздничный огонек с участием пожилых людей ко Дню 8 Марта
«Хоть годы летят, но светится взгляд»;
чаепитие со сладкими угощениями «Со светлой Пасхой!», «Словно яркая раскраска в гости к нам явилась Пасха»;
литературно-музыкальная программа ко Дню Победы «Это праздник со слезами на глазах»;
выставка рисунков ко Дню семьи «Мама-хранитель семейного наследия», «С пирогами к бабушке»;
поздравление волонтерского отряда и вручение поздравительных открыток, мини-сувениров ко Дню Независимости «Согреем сердца пенсионеров» и т.д.;
3.1.3. проведение совместных мероприятий обучающихся с представителями Белорусской Православной Церкви для старшего поколения:
беседы на духовно-нравственные и патриотические темы: «Подвиг веры и любви», «Гражданские и церковные праздники», «К добру через слово», «Традиционные семейные ценности белорусов» с участием духовенства;
«уроки духовности», круглые столы, семейные гостиные, направленные на профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства на темы: «Очаг тепла и доброты», «Духовное возрождение традиций в белорусской семье», «Значение семьи для человека и общества»;
познавательные экскурсии с целью изучения истории епархии, знакомства со святынями малой родины и др.;
3.1.4. осуществление обучающимися социально-значимых дел для старшего поколения:
работа тимуровских и волонтерских отрядов, отрядов милосердия, проведение благотворительных акций «Тепло души», «С Днем добра и уважения!», «Спешим делать добро» и т.д.
3.2. Отражение проводимых мероприятий в социальных сетях.
На сайте учреждения образования, в социальных сетях с хэштегом #Уважая_мудрость размещаются самые содержательные и интересные отчетные видеосюжеты. Продолжительность до 3 минут.
Ежемесячно 10 лучших отчетных видеосюжетов будут размещаться на сайте ГрОИРО.
3.3. Продвижение идеи уважительного отношения к старшему поколению.
Областной конкурс социальной рекламы «Уважая мудрость»: видеосюжеты, листовки, плакаты, эссе «Уступи место старшим!»,
«Просто посмотри вокруг!», «Будьте добрее друг к другу!», «Уважение к людям есть уважение к самому себе» и др.– март 2026. Условия проведения будут опубликованы на сайте ГрОИРО.
Материалы победителей будут размещены в общественном транспорте г. Гродно и районных центров Гродненской области, в местах общего доступа.
IV. Критерии оценки материала
4.1. Специалисты отделов общего среднего образования, методисты РУМК, курирующие вопросы духовно-нравственного воспитания, организуют методическое сопровождение проекта путем сбора и анализа лучших видеосюжетов района в заданной тематике проекта.
4.2. Лучшие материалы отбираются по заявленной тематике и присылаются в ГрОИРО для последующего размещения.
4.3. Критерии отбора, оценки отчетных видеосюжетов:
4.3.1. соответствие содержания видеосюжета тематике месяца;
4.3.2. профессионально значимая направленность видеосюжета;
4.3.3. интерактивность видеосюжета;
4.3.4. новизна творческого замысла видеосюжета;
4.3.5. композиционная целостность видеосюжета;
4.3.6. сочетание информационно-логического и эмоционально- образного компонентов в структуре видеосюжета.
4.4. Жюри ГрОИРО имеет право:
4.4.1. утвердить лучшие результаты;
4.4.2. отметить специальными дипломами авторов, которые приняли активное участие во всех этапах проекта.
Направляя материалы, автор передает на безвозмездной основе права на их размещение в сети Интернет, в частности, на сайте ГрОИРО с возможностью дальнейшего размещения активных ссылок на иных интернет-ресурсах и предоставления пользователям права просмотреть, скачать и (или) иным способом использовать данные материалы. Кроме того, автор выражает свое согласие на использование персональных данных в рамках реализации целей проекта.
V. Ожидаемые результаты проекта
«Уважая мудрость» – это не просто проект, а призыв к действию, инструмент для укрепления связи между поколениями. В процессе его реализации у обучающихся будут сформированы уважительные отношения к своей семье, дедушке и бабушке, людям старшего возраста. Улучшится культура поведения обучающихся в общественных местах.
VI. Награждение победителей и призеров
Для награждения учреждены Дипломы I, II и III степени, остальным участникам вручаются сертификаты ГрОИРО.
Литература:
- Афанасьева Т.С. Пути и средства формирования ценностного отношения к пожилому возрасту у будущих социальных работников // Подготовка специалистов социальной работы в высшей школе: инновации в теории и практике. Минск, 2010. С. 176–187; Беспалова Ю.М., Герцен С.М. Ценностные ориентации молодежи современной России (межпоколенный подход) // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. №
- С. 117–126; Краснова О.В. Указ. соч.; Постникова М.И. Межпоколенные отношения в контексте социокультурных изменений в современной России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 81. С. 265–276
- Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 176 с.
- Заповеди Божии - православная энциклопедия «Азбука веры», https://azbyka.ru › zapovedi-bozhii
- Айтматов Ч.Т. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 9: Публицистика. Бишкек, 2018. 203 с