Последние публикации
Родительский клуб "Мы вместе" Комментариев: 0Дата:

Родительский клуб "Мы вместе" Родительский клуб "Мы вместе"

График факультативных занятий и занятий по интересам Комментариев: 0Дата:

График факультативных занятий и занятий по интересам График факультативных занятий и занятий по интересам

Региональная карта помощи Гродненской области несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия и эксплуатации Комментариев: 0Дата:

Региональная карта помощи Гродненской области несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия и эксплуатации Региональная карта помощи Гродненской области несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия и эксплуатации

Сохраним ребенку жизнь Комментариев: 0Дата:

Сохраним ребенку жизнь Сохраним ребенку жизнь

"Понять и помочь" Комментариев: 0Дата:

"Понять и помочь" "Понять и помочь"

Графики работы специалистов Комментариев: 0Дата:

Графики работы специалистов Графики работы специалистов

Школа социальной адаптации Комментариев: 0Дата:

Школа социальной адаптации Школа социальной адаптации

Приглашаем присоединиться Комментариев: 0Дата:

Приглашаем присоединиться Приглашаем присоединиться

Наши контакты Комментариев: 0Дата:

Наши контакты Наши контакты

Попечительский совет Комментариев: 0Дата:

Попечительский совет Попечительский совет

» история гимназии
история гимназии

 

История школы № 1 г.п. Зельва Гродненской области.

Гимназия № 1 г.п. Зельва,   являлась одной из старейших школ Зельвенского района и самой первой школой, образованной в Зельве после войны.

После окончания Великой Отечественной войны происходит быстрый рост количества школ, их было открыто в Зельвенском районе 42.  Практически каждая деревня имела школу. С  1 октября 1944 года приступили к работе учителя Зельвенской СШ, директором которой был Кирилов Геннадий Ефимович, позже стала работать завучем Тудакова Евдокия Артёмовна. Сначала школа была платной. Платили государству 150 рублей в год. Но позже школы стали бесплатными. В здании бывшей заготовительной конторы по ул.Песочной открылся первый детский сад. “…После освобождения района от врага в районе насчитывалось 42 школы. В школах занималось 7360 учеников. Учебный процесс осуществляли 87 учителей.  Согласно архивных данных, в конце 1948 года в районе насчитывалось 623 неписьменных, 1279 малописьменных. К их обучению было привлечено 216 учителей, 102 ученика старших классов, 27 комсомальцев и 15 культармейцев. Они создали в посёлке и в деревнях района 57 групп письменности, в которых обучалось 847 взрослых. Около 900 человек обучалось письменности индивидуально…”

Вот как пишет о работе школ в 1945 году районная газета “Сталинский призыв” от  2 сентября 1945 года: “1-го сентября широко раскрылись двери школ. Началась учёба - 61 школа приступила к работе. На одну школу больше, чем в прошлом году. За парты сели 7472 ученика. Из них 2021 в этом году впервые пришли в школу. Набравшись новых сил за время летнего отдыха дети с большим желанием и энергией приступили к учёбе.”

В школу начинали ходить с 7, 8, 9, 10 лет. Учились по 3 - 4 года. Учебников не было, писали на кортонках. Столов и стульев тоже не было. Сбивали из досок скамейки. Повыше скамейка была столом, а пониже – служила сиденьем. На одной скамейке сидело обычно по 8 учащихся. Учителя после войны были очень строгими. Образование ещё не было обязательным, поэтому за любые нарушения дисциплины могли исключать из школы.

В 1952 году была открыта новая школа в Зельве (нынешнее старое здание гимназии №1). В 1960 году в 7 средних школах обучалось 2225 учеников, в 21 семилетней и восьмилетней школах – 2283, в 43 начальных – 1253 ученика.

 

 

 

В целях культурного и здорового отдыха для учащихся Зельвенского района в период летних каникул с 1 июня 1947 г. был открыт пионерский лагерь в бывшем панском имении Жерно (деревня Александровщина). Пионерский лагерь был рассчитан на 75 детей. В нём отдыхали пионеры-отличники, дети-сироты и дети инвалидов Великой Отечественной войны.

Учителя в послевоенное время были активными общественниками. Кроме основной работы в школе, они имели дополнительную общественную нагрузку: читали в колхозах лекции, выпускали боевые листки на фермах, где отмечали трудовые достижения и лучших работников, ходили по сёлам и контрактовали телят (записывали тех, кто должен был сдать телёнка в колхоз), являлись агитаторами в период местных и районных выборов. В каждой школе художественная самодеятельность была на высоком уровне, так как школа была очень важным культурным объектом на селе и в посёлке. Одной из наиболее распространённых форм культурного отдыха школьников были пионерские слёты. На них съезжались самые активные пионеры Зельвенщины. Проводились слёты на болоте, где сейчас размещается стадион второй школы. На 19 мая обязательно проводились звёздные костры. На них также собирались ребята из разных школ Зельвенщины.

 

 

 

 

 

Среди традиционных ежегодных школьных праздников были такие, как «Фестиваль союзных республик», «Праздник птиц».

 

 

 

«Фестиваль союзных республик» предусматривал изучение каждым классом истории, традиций, музыки, одежды определённой республики. Готовилась концертная программа, в которой ребята должны были представить в интересной форме определённую республику. Для этого изучались герб и флаг этой республики, её песни, танцы, обычаи. Ребята сами шили национальную одежду. Кульминацией всей работы был итоговый отчёт, где все классы показывали всё, что они смогли узнать об определённой республике.  «Праздник птиц» проводился весной. К этому событию ребята готовили скворечники, учили стихи, песни о птицах, собирали информацию о пользе птиц. После концерта художественной самодеятельности вся школа шла с транспарантами и призывами по посёлку, призывая всех людей беречь птиц.

В школе обязательно работал драматический кружок. Дети разучивали и ставили на школьных вечерах различные пьесы. В Зельвенской школе руководила кружком Вдовенко Зинаида Трофимовна, очень творческий человек, любительница постановок. С этими пьесами ребята выступали не только в школе, но и в колхозах. Машин тогда не было. Колхозы присылали за детьми повозки. Выступали в Холстово, Бережках, Зблянах, Бородичах и т.д. Кроме концерта и литературных постановок, обязательным был доклад об успеваемости учащихся. Приходило всегда много родителей, так как ребята ходили в школу из разных деревень. Позже со школьными артистами стали ездить лекторы. Они читали лекции, затем учителя отчитывались об успеваемости, а уж потом начинался концерт. Назад в основном добирались уже пешком. Но ребятам такие прогулки очень нравились, возвращались в Зельву в приподнятом настроении.

Популярной формой агитации и информирования были стенгазеты. Их готовили учащиеся из разных классов по очереди. В них освещались различные школьные события, достижения в учёбе, выносились благодарности лучшим спортсменам, пионерам, отличникам учёбы. Критиковались отстающие, анализировались плохие поступки, указывалось на недостатки отдельным классам и учащимся.

В Зельвенской СШ была не только стенгазета, но и радиогазета. Она была настолько популярна, что ребята с нетерпением ждали большой перемены, когда по всей школе звучали ученические новости. Радиоузел был в кабинете физики. Учащиеся каждого класса по очереди готовили сообщения о наиболее важных классных событиях. Поддерживалась дисциплина, так как о проступках сразу же узнавала вся школа, устраивалась линейка, где отчитывали провинившихся. Самым большим праздником в школе был выпускной вечер. Праздновали его тогда 2-3 дня.

 

 

1956 год. На пороге школы  № 1. (Справа-Ворончихина Людмила Ивановна, профессор, доктор химических наук)

В развитии народного образования - было введено всеобщее среднее образование молодежи. В 1975 г. 86% молодежи, вступающей в жизнь, имела полное В рассматриваемый период СССР преодолел еще один важный рубеж в среднее образование, более 96% выпускников восьмилетней школы обучались в различных учебных заведениях, дающих среднее образование. 

Средняя общеобразовательная школа по-прежнему сохраняла ведущую роль. Но возросло значение профессионально-технических училищ и техникумов, так как они непосредственно готовили молодежь для работы в народном хо­зяйстве. Произошло перераспределение учащихся в пользу ПТУ и техникумов.

В средней школе на первый план выдвгались вопросы про­фессиональной

 

 

 

Учителя  и ученики 8 класса Зельвенской средней

05.04.1949 г.

 

 

 

ориентации учащихся, подготовки молодежи к труду. Эти вопросы стояли и раньше, но с переходом ко всеоб­щему среднему образованию они превратились в серьезные на­роднохозяйственные и социальные проблемы. Традиционно шко­ла ориентировала своих выпускников на продолжение образова­ния в вузе.

С начала 70-х годов, когда выпуски средней школы стали увеличиваться по мере введения десятилетнего всеобуча, основ­ная масса выпускников должна была идти работать. В 1975 г. менее одной четверти от общего количества выпускников сред­ней школы поступили в вузы.В  Было принято несколько постановлений, направ­ленных на улучшение подготовки молодежи к труду в сфере материального производства. Широко создавались учебно-произ­водственные комбинаты для трудового обучения и профессио­нальной ориентации старшеклассников..

Были пересмотрены школьные программы. Курс начальной школы сократился до трех лет, и с 1971 г. систематическое изу­чение основ наук началось не с 5-го класса, как раньше, а с 4-го. В 1983 г. был разработан проект перестройки школы, который после всенародного обсуж­дения стал Законом в апреле 1984 г. Предусматривалось в тече­ние десятилетия дополнить всеобщее среднее образование моло­дежи ее всеобщим профессиональным образованием.Основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика. Мера этого развития выступает как мера качества работы учителя, школы, всей системы образования.

        В начале 90-х гг. новые политические и социально-эконо­мические реалии, связанные с распадом СССР и появлением суверенных государств, положили начало трансформационным процессам в белорусской системе образования. Обретение Респуб­ликой Беларусь независимости, поиск путей решения социально-экономических проблем в условиях развивающихся рыночных от­ношений, курс на создание социально ориентированного госу­дарства актуализировали необходимость разработки стратегии развития образования в новых условиях. В 1991 г. был принят Закон «Об образовании в Республике Беларусь», в котором были сформулированы принципы государственной политики в области образования, цели и задачи национальной системы образова­ния, ее структура, права и обязанности преподавателей, учащих­ся и студентов, принципы финансирования. 

Наиболее ярким событием в школьном образовании 90-х гг. стало появление учебных заведений нового типа – лицеев и гимназий. Их реставрация в системе образования СССР, а затем и стран СНГ вызвала бурную полемику на страницах периодической печати. Пик создания новых школ в республике приходится на 1991-1993 гг. Начиная с 1994 г. рост сети гимназий и лицеев за­медляется, что объясняется насыщением белорусской системы образования этими образовательными учреждениями и ужесто­чением государственного контроля  за их деятельностью. В середине 90-х гг. приоритетным становится не количественный рост подобных учреждений, а качество их работы.

В 2004 году решением Зельвенского райисполкома Зельвенская школа № 1 становится Государственной гимназией № 1.

 

 

 

 

Вид здания 2004 год (гимназия № 1)

 

В 2014 году гимназия была переведена в здание СШ №2 г.п.Зельва. В 2020 году   произошла реорганизация  , в результате которой СШ № 2 г.п.Зельва была объединена с  гимназией №1 г.п.Зельва.

В настоящее время гимназия имеет высокие успехи  в олимпиадной и проектной деятельности. На базе учреждения работают 1 районный и 2 областных ресурсных центра по направлениям : работа с  одарёнными учащимися, экологическая деятельность, развитие у учащихся предпримчивости. Материально- техническая и учебно-методическая база позволяет осуществлять образовательный процесс в гимназии на высоком уровне.

Сохранились и преумножаются традиции гимназии. Ежегодно на церемонии “За честь гимназии” награждается более 200 учащихся за успехи в учебной, творческой, спортивной деятельности, около 100 родителей за примерное воспитание детей и активное участие в жизни гимназии, лучшие педагоги по итогам учебного года.

 Основной задачей работы педагогического коллектива гимназии является формирование личности будущего активного гражданина, способного разрабатывать стратегию поведения, осуществлять моральный выбор и нести за него ответственность.  

 

  

 

 

Современный вид здания (гимназия № 1)

 

 

dle