Ежегодно наш район пополняется молодыми специалистами. Молодые специалисты при трудоустройстве сталкиваются с «непонятками», т.е. не то обещали, не то предложили, не так говорили.… Поэтому начнем разбираться по-порядку:
1. Кто считается молодым специалистом?
Молодыми специалистами являются выпускники высших и средних специальных учебных заведений, закончившие полный курс обучения, за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и направленные на работу комиссией по персональному распределению.
Т.е. схематично: распределение - окончание образования (только дневная форма), получение диплома (для врачей + интернатура) -
направление на работу - прибытие на место работы.
2. Имеет ли статус молодой специалист, обучавшийся за счет собственных средств?
В соответствии пункта 5 статьи 84 «Кодекса Республики Беларусь об образовании» выпускники, получившие высшее или среднее специальное образование в дневной форме получения образования за счет средств физических лиц или собственных средств граждан, по их желанию и при наличии мест работы, оставшихся после распределения, направляются на работу, соответственно являются молодыми специалистами, и по прибытии на работу они имеют все гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством молодым специалистам.
3. Кто такие молодые специалисты – «целевики»?
Целевая подготовка специалистов – это договоренность между государственными предприятием или организацией с одной стороны и учреждением образования с другой. В рамках этой договоренности предприятие посылает в учреждение образования заявку на подготовку конкретного специалиста по конкретной (необходимой предприятию) специальности. При поступлении для «целевиков» устанавливается отдельный конкурс (в рамках контрольных цифр, доведенных до учреждения образования). При этом их обучение также финансируется за счет бюджетных средств.
Молодой специалист – «целевик» должен работать по распределению именно у того нанимателя, который подавал изначальную заявку, на основании которой и был осуществлен целевой набор абитуриентов.
4. Прием на работу
На нанимателе лежит обязанность принять на работу прибывшего молодого специалиста и обеспечить ему условия, указанные в свидетельстве о направлении на работу.
Положением установлен запрет на увольнение молодых специалистов или на перевод на работу не связанную с полученной специальностью, квалификацией, до окончания срока работы по распределению. Исключение составляет:
- переход на выборную должность;
-принятие решения учреждением образования о перераспределении молодого специалиста либо выдаче ему справки о свободном трудоустройстве;
-зачисление в учреждение образования в дневной форме получения образования более высокого уровня (ступени);
-нарушением нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора;
- увольнения по инициативе нанимателя в соответствии с пункта 1,2,4 – 9 статьи 42 Трудового Кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) и по обстоятельствам, не зависящем от воли сторон, предусмотренных в пункте 1-3,5,6 статьи 44ТК.
С молодыми специалистам при приеме на работу заключается контракт или трудовой договор на определенный срок (о сроке немного далее).
Независимо от формы собственности и хозяйствования наниматель не вправе отказать молодому специалисту в заключении трудового договора (контракта), который, к слову, заключается без предварительного испытания.
5. Может ли молодой специалист пойти работать по распределению на место работника, находящего в отпуске по беременности и родам?
Может. Молодого специалиста могут принять на работу на период выполнения обязанностей временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь сохраняется место работы. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17 ТК с молодым специалистом заключается срочный трудовой договор.
6. Что ждет молодого специалиста, взятого на работу на время декретного отпуска основного работник, которым вышел на работу раньше окончания отпуска?
После того как основной работник выйдет из отпуска по уходу за ребенком, молодому специалисту должны предоставить другое рабочее место, обеспечивающее возможность отработки обязательного срока распределения, а при невозможности – выдать письменный отказ, чтобы работник мог обратиться в свое учреждения образование за перераспределением.
7. Срок отработки
Молодой специалист обязан отработать 1 год после получения профессионально-технического образования (по целевому направлению – 2 года) и 2 года после получения среднего специального или высшего образования (по целевому – 3 года среднее специальное и 5 лет высшее образовании). Соответственно, не допускается заключение трудового договора с данными категориями работниками на меньший срок.
В срок отработки молодому специалисту засчитывается отпуск по уходу за ребенком до трех лет и служба в Вооруженных Силах Республики Беларусь, иных войсках и воинских формированиях.
А для лиц, получивших высшее образование по профилю образования "Здравоохранение", срок обязательной работы исчисляется с даты заключения трудового договора по должности врача-специалиста.
8. Учитывается ли в отработку по распределению работа во время обучения в университете?
Нет. Срок отработки исчисляется со дня заключения трудового договора (контракта) между молодым специалистом и нанимателем. Поскольку студент не является молодым специалистом во время обучения в учебном заведении, то и работа в указанном случае не учитывается.
9. Учитывается ли в отработку по распределению работа до перераспределения?
Да. При распределении учитывается весь срок отработки после окончания учреждения образования.
10. Какие Денежные выплаты предусмотрены молодым специалистам?
Денежная помощь выплачивается:
молодым специалистам, а также выпускникам, указанным в пункте 5 статьи 84 Кодекса Республики Беларусь об образовании,– в размере месячной стипендии, назначенной им в последнем перед выпуском семестре (полугодии);
молодым рабочим (служащим), получившим профессионально-техническое образование,– из расчета тарифной ставки по присвоенной им квалификации (разряду, классу, категории) или соответствующего оклада.
Направленным для работы в качестве педагогических работников выпускникам учреждением образования выплачивается денежная помощь за 45 календарных дней за счет средств республиканского или местных бюджетов из расчета месячной стипендии, назначенной им в последнем перед выпуском семестре (полугодии), не позднее выдачи свидетельства о направлении на работу.
В случае, если молодые специалисты и выпускники не получали стипендии в последнем перед выпуском семестре (полугодии), им выплачивается соответствующая денежная помощь из расчета социальной стипендии, установленной на дату выпуска.
И, конечно, дополнительные выплаты, которые предусмотрены коллективным договором. У каждой организации свои.
11. В какой срок производится выплата денежной помощи?
Выплата денежной помощи осуществляется нанимателем в месячный срок со дня заключения трудового договора (контракта) с выпускником в полном размере независимо от количества использованных им дней отдыха.
12. Какие пособие гарантированы молодым специалистам в связи с переездом (единовременное пособие в связи с переездом)?
В соответствии со статьей 96 Трудового кодекса Ре5спублики Беларусь
Работникам, лицам, завершившим обучение, переезжающим на работу в другую местность в связи с переводом, направленным в порядке организованного набора либо в соответствии с предварительной договоренностью, заключенными договорами или заявками, возмещаются: единовременное пособие на самого работника, лицо завершившее обучение, в размере его месячной тарифной ставки (оклада) по-новому месту работу и на каждого переезжающего члена семьи в размере одной четвертой пособия на самого работника, лицо, завершившее обучение.
13. Выплачивается ли единовременное пособие молодыми специалистам, если они направлены на работу по месту своего постоянного жительства?
В случае если молодой специалист направлен на работу по месту своего постоянного места жительств, единовременное пособие в связи с переездом не выплачивается. При этом местом постоянного места жительства до направления по распределения признается тот населенный пункт, где студент (учащийся) проживал до поступления на учебу.
14. Выплачивается ли единовременное пособие молодым специалистам, если они направлены на работу по месту нахождения учреждения образования, где они обучались?
Молодым специалистам и членам их семей, направленным на работу в порядке персонального распределения по месту н6ахождения учреждения образования, где они обучались, единовременное пособие в связи с переездом выплачивается, если они до обучения постоянно проживали в другой местности. Если к моменту распределения студент (учащийся) получил постоянную прописку в населенном пункте, где находится учреждение образования и куда он направлен на работу, то права на получение указанного пособия он не имеет.
15. Кредит молодому специалисту
Кредиты предоставляются выпускникам государственных учреждений образования и учреждений образования потребительской кооперации, получившим среднее специальное, высшее образование и приступившим к работе по распределению или направлению на работу (направленным для прохождения службы) не по месту жительства родителей в организациях, финансируемых из бюджета, воинских частях, Следственном комитете, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, организациях потребительской кооперации и сельскохозяйственных организациях.
Право на получение льготного кредита может быть использовано молодым специалистом один раз в течение двух лет после окончания учреждения образования, а выпускниками медицинских учреждений высшего образования - в течение двух лет после прохождения интернатуры (стажировки).
Максимальный размер кредита - до 15-кратного размера бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного на дату выдачи кредита;
- сроком до 5 лет;
- ставка по кредиту - 25 % ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь;
Начало погашения кредита и процентов за пользование им - по истечении 6 месяцев со дня выдачи равными долями в течение всего периода погашения.
16. Имеют ли право на получение кредита все молодые специалисты?
Нет, не все молодые специалисты могут получить кредит. Исходя из Указа: кредит могут получить только те молодые специалисты, которые направлены и работают не по месту жительства родителей, если это «чистая» зона, а если это зона, относящаяся к зоне радиоактивного загрязнения, то независимо от места жительства родителей. А еще непосредственно только та категория молодых специалистов, которая указана в Указе.
17. Как оформить кредит?
Кредиты в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2000 г. 631 «О дополнительных мерах по повышению заработной платы и предоставлению льготных кредитов отдельным категориям граждан») предоставляются банком по спискам, утвержденным районными (городскими, районными в городах) исполнительными и распорядительными органами на основании письменных ходатайств организаций, финансируемых из бюджета, в которых по распределению работают (проходят службу) выпускники.
Молодые специалисты при изъявлении желания получить льготный кредит, в первую очередь, должны обращаться в администрацию по месту работы (прохождения службы) по вопросу направления ходатайства о включении в списки на льготное кредитование.
Документы для оформления кредита
- ксерокопия диплома;
- ксерокопия направления на работу;
- справка с места жительства или о жилищных условиях;
- ксерокопия свидетельства о браке (для тех, кто поменял семейное положение после распределения);
- справка о составе семьи (если состав семьи поменялся после распределения);
- выписка из приказа или ксерокопия приказа о принятии на работу;
- документы, если в организации произошла реорганизация;
- справка, что должность финансируется из бюджета (если это хозрасчетная организация, предприятие);
- ходатайство от организации;
- таблица данных на молодого специалиста.
- ксерокопия паспорта (стр. 30-31, 32-33 и + стр., где прописка)
Все ксерокопии должны быть заверены!
18. Должен ли наниматель предоставлять жильё?
Предоставление жилья по месту распределения, к сожалению, законодательство молодым специалистам не гарантирует. Единственная гарантия в этой сфере, закрепленная на государственном уровне, — право молодого специалиста, который прибыл по месту распределения, приниматься на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, без дополнительных требований.
20. В каком случае молодой специалист не является «молодым специалистом»?
Если выпускник получил справку о самостоятельном трудоустройстве, то статуса молодой специалиста он не имеет, и, конечно, после полного срока отработки.
Самоанализ урока
Класс________
Тема урока _____________________________________________
Тип урока и его структура _____________________________________
- Какое место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
- Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
- Каковы цели урока, дать оценку успешности в достижении цели урока, обосновать показатели реальности урока?
- Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.
- Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
- Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями урока.
- Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организованы регулирование и коррекция знаний?
- Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя.
- Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
- Наметить перспективы своей деятельности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ
Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.
Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников.
Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи. Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь её оформить как можно точнее, конкретнее.
Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.
Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточняйте план; уже в нём должна быть основная идея и логика изложения темы.
Дальше доклад. Сначала - черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно". Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.
Оценивайте практически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нём не показано, как растут и развиваются ученики.
Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.
Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.)
Помните, что, обобщая педагогический опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность, способствуйте дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей, молодёжи.
Проверь себя:
а) какие факты, общие понятия или признаки, причинно-следственные связи должны быть усвоены на уроке;
б) какое умение формируется на данном уроке;
в) какие мировоззренческие понятия, политические, нравственные или эстетические оценки необходимо сформировать на уроке;
г) какого рода эмоциональную реакцию следует вызвать у учащихся при изучении данного материала.
dle